Как защитить бизнес от уголовного преследования

 Уголовное преследование бизнеса остается средством коррупционного давления на предпринимателей и разрешения хозяйственных споров. Об этом говорится в проекте ежегодного доклада уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова («Ведомости» ознакомились с документом). Доклад, как ожидается, в конце апреля будет вынесен на общественное обсуждение, а в конце мая представлен президенту.

Общее количество осужденных в России постепенно снижается. Но число уголовных дел, возбужденных по преступлениям экономической направленности, растет, отмечается в докладе (см. график на стр. 02). В 2016 г. было возбуждено 240 065 уголовных дел по экономическим преступлениям, при этом до суда дошло не более 18%. А к реальным срокам лишения свободы приговорили примерно 20% обвиняемых.
Президент в очередной раз обещал, что преследование бизнеса прекратится

Это значит, что необходимо менять уголовный и уголовно-процессуальный закон, считает Титов. Прежде всего предлагается утвердить единую государственную уголовную политику, которая определяла бы принципы межведомственного взаимодействия и обобщения судебной практики, порядок внесения изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Также бизнесу нужны дополнительные процессуальные гарантии. Уголовные дела против бизнесменов должны возбуждаться только с согласия прокурора, он должен иметь право отменять решение о возбуждении дела и давать согласие на арест подозреваемого, говорится в проекте доклада. Одобрение прокурора следователи должны получать в случае проведения доследственных проверок, выемок и досмотров по экономическим делам и возобновления ранее приостановленных дел.

У защиты должна быть возможность подавать прокурору «заключение защиты» одновременно с обвинительным заключением следствия.

Также Титов предлагает передать расследование всех экономпреступлений в один правоохранительный орган по аналогии с Guardia di Finanza в Италии.
Изжить неуважение к предпринимателям, засилье государства, непроизводительный бюджет и зависимость от сырья до сих пор не удалось

Действующий УК рассинхронизирован, в него постоянно вносят изменения и многие из них работают не так, как планировалось, потому что направлены на решение какой-то сиюминутной цели, соглашается сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Андрей Порфирьев. Государству действительно пора определиться с целью. Например, если уж решили двигаться в сторону расширения использования наказаний, не связанных с лишением свободы, то следует довести эту работу до конца.

Согласен Порфирьев и с предложением обособить экономические дела от других уголовных дел. Процессуальные особенности уже предусмотрены для преступлений террористической направленности или в отношении несовершеннолетних, напоминает он. Корыстные ненасильственные преступления тоже имеют характерные особенности: к примеру, в таких случаях не имеет смысла арест как мера обеспечения сохранности доказательств, считает Порфирьев.
Министерство юстиции готовит поправки в Уголовно-процессуальный кодекс

Здравый смысл во многих предложениях Титова есть, полагает зампред комитета Госдумы по законодательству Рафаэль Марданшин: очень часто уголовные дела против предпринимателей становятся инструментом рейдерских захватов или доводом в коммерческих спорах. С этой точки зрения усиление прокурорского контроля за следствием помогло бы, рассуждает он. Но на создание специального следственного органа сейчас вряд ли кто-то пойдет – это потребовало бы слишком больших финансовых и организационных затрат, предупреждает депутат.

Предложения Титова буквально выстраданы в процессе работы центра «Бизнес против коррупции» с многочисленными делами предпринимателей, говорит адвокат Юрий Гервис. Он считает, что дополнительные полномочия для прокуратуры позволят исправить перекос, образовавшийся после создания Следственного комитета: известно немало случаев, когда прокурор выступает против процессуального решения, но суд все равно ориентируется на следователя.

Но адвокат Владимир Жеребенков предупреждает об опасности перекоса в другую сторону: у бизнесменов и так достаточно привилегий, главная – их не арестовывают, напоминает он. При этом по Конституции все равны перед законом и судом, отмечает адвокат: «После дела [экс-начальника ГУЭБиПК МВД Дениса] Сугробова предпринимателей и так никто не трогает, а настоящие мошенники очень часто действуют под видом бизнесменов и стараются перевести любой спор в гражданско-правовую плоскость – тогда спор можно тянуть годами и деньги не отдавать».

Ведомости



TopList